Бештау — вторая по популярности гора . На ее вершину ходит ежедневно довольно большое число людей, но в основном это местные жители, а также гости региона, которым посчастливилось иметь здесь друзей и знакомых, которые могут показать тропы на склонах горы. Тем же, у кого нет провожатых, восхождение на Бештау может показаться достаточно проблематичным, причем не из-за сложности маршрута, а из-за незнания троп. Именно для этой категории туристов опубликована эта заметка. Она подскажет вам, как и с какой стороны можно добраться до вершины горы Бештау. Мы постараемся описать самые популярные тропы, ведущие к главной вершине горы.

Гора Бештау

Маршрут 1. Подъем на Бештау с Железноводска

Самым популярным является подъем со стороны г. Железноводска, а связана эта популярность с тем, что для входа в лес не нужно долго идти по асфальту. Кроме того, тропа на этом направлении неплохо набита множеством ног, поэтому сбиться с маршрута у вас вряд ли получится.

Сложность подъема с Железноводска

Несмотря на популярность, этот подъем на вершину Бештау — довольно крутой и не самый простой (если у вас сидячая работа), но вполне преодолимый.

Точка начала тропы

Наиболее близкий ориентир — железноводский железнодорожный вокзал, к которому ходит множество маршрутных такси (в частности, №107 от автовокзала Минеральных вод, №113 с Верхнего рынка г. Пятигорска), и куда можно приехать из соседних городов.

Далее есть два варианта: можно либо пройти через вокзал, перейти железнодорожное полотно и найти тропу, ведущую вверх по склону, либо пройти по ул. Ленина (главная в Железноводске) немного на запад (вниз) и свернуть налево на Заводскую улицу, которая и приведет вас прямо к началу тропы, ведущей к седловине. На карте маршрут через вокзал отмечен зеленым цветом, а маршрут по улице Заводской — красным.

Подъем

Далее направления сходятся, и вам предстоит подъем к седловине между вершинами Большой Тау и Малый Тау. Если Вы собираетесь подняться на главную вершину Бештау, то вам нужен именно Большой Тау, а значит, можно сделать небольшой привал и повернуть налево — к той вершине, которая выглядит более основательной. Именно она вам и нужна. Вот вам и ответ на вопрос — как подняться на вершину Бештау. Еще немного терпения, и вы видите КМВ с самой высокой точки региона — 1400 метров над уровнем моря.

Время подъема на Бештау сильно варьируется в зависимости от уровня подготовки, количества привалов и мотивации идущих на гору. Оно может занимать от 40 минут до 3 часов.

Карта подъема на Бештау со стороны Железноводска

Маршрут 2. Подъем на Бештау из г. Лермонтов

На наш взгляд, тропа из Лермонтова является наиболее простой из всех, ведущих к вершине горы Бештау. Связано это с тем, что почти на всем ее протяжении до седловины нет крутых подъемов, корней и камней, и идти можно не особо напрягаясь. Перед седловиной вас ожидает непродолжительный крутой участок, где, возможно, придется хвататься руками за траву, а также не лишними будут трекинговые палки.

Точка начала тропы

Подъем начинается в г. Лермонтов, от остановки Рассвет. Приехать к ней из Пятигорска можно на маршрутных такси 112, 112а, 112д, 112б. Из других городов прямых маршрутов нет. Выйдя на Рассвете, вернитесь с улицы Матвиенко на улицу Волкова и идите по ней в направлении горы Бештау, на восток.

Подъем

Вскоре вы выйдете из города и довольно долго будете идти по асфальтированной дороге до леса. Дойдя до кромки леса, найдите тропу, ведущую вверх, и ступайте по ней. Вскоре вы выберетесь на грунтовую кольцевую дорогу, ведущую вокруг Бештау. Минуйте ее, не меняя своего основного направления. Помните, что до седловины вы все время идете с востока на запад, постоянно вверх. Вскоре вы выйдете на достаточно широкую тропу, по которой и подниметесь до седловины (той самой, которая описана в предыдущем пункте — подъеме с Железноводска), только теперь с другой стороны, поэтому и двигаться вам далее нужно направо, на Большой Тау. Время подъема из Лермонтова, ввиду большей протяженности маршрута, составляет 1.5-3 часа.

Карта подъема на Бештау из Лермонтова

Вариант 3. Подъем на Бештау из Пятигорска

Строго говоря, из Пятигорска на Бештау можно подняться как минимум тремя маршрутами, но два другие достаточно сложно понятно описать, поэтому я сосредоточусь на одном.

Этот маршрут не является самым популярным, поскольку до начала основной тропы необходимо довольно долго идти по асфальту. Тем не менее, на мой взгляд, эта тропа — наиболее живописная из всех, ведущих наверх, и именно поэтому нравится мне больше остальных. Начинается она от скалы «Чертов палец» (народное название) недалеко от бештаугорского монастыря, и почти от самого ее начала идет интересный и живописный подъем.

По сложности эта тропа превосходит лермонтовскую и железноводскую, поэтому я не рекомендую ходить по ней людям с тучной комплекцией: это может оказаться непростым занятием.

Точка начала тропы

Итак, стартует подъем от скалы «Пронеси господи». Если стоять и смотреть на скалу, то начало подъема будет справа от нее, буквально в 30 метрах. Найти его будет несложно, сложнее добраться до этой точки. Проблема в том, что туда не ходит никакой общественный транспорт: добраться туда можно от авторынка г. Пятигорска , на личной машине, либо на такси. Ориентир — монастырь.

Если вы идете пешком или едете на автомобиле, поднимитесь в сторону горы от авторынка и, доехав до окончания подъема и увидев развилку дороги, сверните налево (по асфальтированной дороге). Далее двигайтесь по извилистой дороге, пока не увидите справа от себя скалу, нависающую над дорогой. Примерно за 30 метров до нее и начинается искомая тропинка.

Подъем

Идите почти строго на север, выбирая наиболее протоптанную тропу и двигаясь в гору. Иногда придется полазить на четвереньках, иногда нужно будет поосторожничать, но в целом ничего слишком сложного там нет. Не отклоняйтесь от основной тропы, двигаясь все время вверх. Когда выйдете на ровную площадку, знайте: вы на вершине Лисий нос. Далее пройдите по тропе на восток, выбирая наиболее проторенные направления. Далее вы увидите с левой стороны тропу, ведущую вниз, к седловине. Идите по ней вниз, до перевала Два брата. Далее по тропе через перевал в сторону Большого Тау. Не отклоняясь от тропы, двигайтесь вверх. Когда дойдете до каменной осыпи, пройдите немного по ней, а затем увидите справа набитую тропу, по которой двигаться комфортнее, чем лезть по камням. Эта тропа и приведет вас к Большому Тау.

Трек маршрута из Пятигорска

Трек интерактивный, вы можете перетаскивать его и увеличивать.

Видео подъёма из Пятигорска до Лисьего носа (а уже с него можно попасть на главную вершину).