Тбилиси — город, о котором невозможно рассказать в одной заметке. Тем не менее, я постараюсь собрать здесь свои впечатления от этого города и, возможно, сделать некоторые выводы относительно наиболее интересных мест в грузинской столице и её окрестностях.

Тбилиси поначалу вызвал у меня ощущения, очень похожие на те, которые оставляет Пятигорск. Грузинская столица, как и Пятигорск, расположилась среди гор, и можно, просто гуляя по городу пешком, за какие-то полчаса подняться на гору, с которой открывается великолепный вид на город, а прежде всего, на его историческую часть. Можно туда подняться и на канатной дороге (которая, кстати, стоит раз в 10 меньше, чем в Пятигорске).

Но начнём по порядку.

Дорога в Тбилиси

Если вы оказались на Северном Кавказе, то не побывать в Грузии, на мой взгляд, будет большой ошибкой. Во-первых, это совершенно рядом. Во-вторых, дорога туда прекрасна. В-третьих, прекрасна . Но сначала о дороге. Чтобы добраться в Грузию, вам предстоит выехать из Пятигорска через Кабардино-Балкарию в сторону Северной Осетии, и далее, через Владикавказ доехать до российско-грузинской границы (итого 220 километров, которые вы проедете примерно за 3-4 часа, ежели не превышать). Кстати, всем гостям из центральной России советую всегда пристёгиваться и ехать 100 там, где можно ехать 110. Местный сотрудники ДПС любят наживаться на любых нарушениях гостей. При этом всегда можно договориться, сославшись на родственников во Владикавказе/Нальчике, у которых «уже стол накрыт». Ну или просто по-человечески попросить. Местные сотрудники органов относятся к взаимному уважению с бОльшим паритетом, чем к Закону.

  1. Прежде всего, заправьте полный бак в Пятигорске, на любой из популярных заправок (избегайте АЗС Роснефть на Автовокзале)
  2. Доехав до Владикавказа, найдите популярную заправку (например, Лукойл) и долейте бак до полного. Если есть куда заханырить ещё 10-20 литров бензина, тоже залейтесь в России. В Грузии бензин существенно дороже, а от границы до Тбилиси вы можете не встретить ни одной адекватной заправки.

DSC_8392

Из Пятигорска идёт достаточно неплохая, но порой загруженная дорога, поэтому выезжать лучше ранним утром. Ближе к Северной Осетии дорога превращается в отличную, широкую, ровную и свежую, катить по ней одно удовольствие. Уже на подъезде к Верхнему Ларсу (это, собственно, сам перевал) начинается горный серпантин, достаточно узкий, но качество покрытия неизменно хорошее. По крайней мере, так было летом 2015 года. По серпантину, как бы вам того не хотелось, слишком быстро ехать не получится (а без необходимой сноровки разгоняться и вовсе не стоит). Так вы доберётесь до Верхнего Ларса и попадёте на российскую таможню. Здесь, если очереди большой нет, пройти все процедуры получится минут за 40. Машину смотрят, но без пристрастия. Хотя некоторых водителей заставляют даже багажник разгрузить. С чем связано, не знаю. Нас не смотрели. Пройдя нашу таможню, вы проедете несколько километров по нейтральной территории (узнаете её по убитой гравийке) и попадёте на грузинскую таможню, отмеченную грузинскими флагами и флагами Евросоюза.


Будьте морально готовы, что наверху окажется сильно прохладнее, чем было внизу. Не убирайте далеко ветровки и свитера.

На грузинской границе машину вовсе не смотрят, только просят открыть все окна. Персонал таможни сносно говорит по-русски. Из документов водителю нужно предъявить водительское удостоверение и загран. Про техпаспорт не помню, может быть я и его давал. На всякий случай держите под рукой. Вся процедура у грузин чисто формальна и занимает минуты две на машину. Тем не менее, в очереди постоять, возможно, придётся.

DSC_8481

После грузинской границы начинается красивейший серпантин. В общем-то, ехать в Грузию можно ради его одного. Кстати, где-то недалеко от границы есть национальный парк Казбеги. Мы туда не попали в том году, но вам я обязательно рекомендую!

DSC_8461

Дальше вы будете ехать, ехать и ехать, ошибиться и попасть не в Тбилиси очень сложно. На спусках берегите тормозные колодки, по возможности притормаживайте двигателем и останавливайтесь иногда, чтобы остудить тормоза. Перегреть их — раз плюнуть.

Здесь, среди горных серпантинов, вам встретится горнолыжный курорт Гудаури.

Гудаури

Место, где начинаются потрясающие пейзажи! Особенно если вам повезло быть здесь на рассвете или закате. Для пейзажа больше интересен не столько сам городок, сколько его окрестности. Как, например, вот этот вид:

Пейзаж рядом с Гудаури

Пейзаж рядом с Гудаури

Крепость Ананури и водохранилище Жинвали

Встретятся вам на пути в Тбилиси, и проехать мимо у вас вряд ли получится. Подробнее о крепости Ананури и водохранилище Жинвали читайте здесь.

DSC_8493

Мцхета

Исторический городок, бывшая столица Грузии. По пути вашего следования увидите его по левую руку от себя, на другом берегу реки Кура. Очень советую туда съездить после того, как решите вопрос с проживанием в Тбилиси. Хотя можете и во Мцхете остановиться. Подробнее о Мцхете.

Мцхета, вид с горы

Мцхета, вид с горы

Навигация и карты в Грузии

Я не нашёл для себя какого-то более адекватного решения, чем карты Google. Они худо-бедно работают везде. Единственное — лучше сразу проложить маршрут из Пятигорска до Тбилиси, а не доезжая границы отключить интернет. Очень советую ознакомиться перед поездкой с роуминговыми тарифами своего оператора. Может оказаться, что они весьма недурственно вас удивят. Потом в Тбилиси купите карточку местного Билайна. Я карточку так и не купил, вместо этого каждый раз прокладывал маршрут, пользуясь гостиничным интернетом, а затем ехал туда и обратно по нему. Не сильно удобно, но, как выяснилось, в Тбилиси навигация вообще штука довольно бесполезная.

Навигаторы в Тбилиси худо-бедно работают, но сильно уповать на них нельзя. Может случиться, что они поведут вас по чудесным узким улочкам старого города, заведут в тупик, и возвращаться оттуда придётся очень долго, причём задним ходом. Поэтому на навигаторе можно лишь намечать себе примерный пункт назначения, а дальше уже рулить, опираясь на дорожные знаки (которых не всегда хватает), а чаще на советы местных старожил. В более мелких городах от навигаторов пользы нет, слёзы одни. Не надейтесь на них, готовьтесь сразу к общению с местными.

Дорожное движение в Грузии

Оно просто потрясающее! По степени безумия я бы построил такую иерархию:

  • Санкт-Петербург
  • Москва
  • Ростов-на-Дону-в-час-пик
  • Грузия

Как вы понимаете, Грузия выигрывает не только у Москвы, но и у Ростова (где улицы узкие, машин много и все нарушают). Грузины не замечают разделительных полос, игнорируют сплошную при обгоне, разворачиваются там, где им надо, превышают скорость как хотят. Но при этом за дни пребывания в Тбилиси я не видел ни одной аварии! Водитель, выворачивая на центральную улицу с четырьмя полосами в одну сторону, проезжает её по диагонали, плавно смещаясь в ту сторону, куда ему надо повернуть. Никто из водителей на соблюдает очерёдность движения по полосам. Если нужно обогнать, все сигналят. Вы просто не сможете ездить по Грузии, руководствуясь общепринятыми ПДД. Не прокатит! Здесь нужно представить себя щепкой, плывущей по автомобильному течению, и забыть про полосы. Для вас теперь есть только ваше направление, другие машины и, чего греха таить, отбойник. Если вам необходимо совершить манёвр, посигнальте или помашите рукой из окна.

Первый день я был в диком шоке от такого движения, на второй стало полегче, на третий я начал получать удовольствие от этого неконтролируемого потока. Несмотря на то, что все едут как попало, все очень хорошо контролируют расположение соседних автомобилей. Грузины реально классно оценивают дорожную ситуацию!

Смирившись с этим и перестроив своё сознание, вы сможете отлично себя чувствовать на дорогах Грузии.

Цены в Грузии

Даже несмотря на кризис и нешуточное подорожание всего, они приятно удивляют. Дорогой здесь, наверное, только бензин. Фрукты, овощи, сладости, мясные блюда, хлеб, мороженое — всё это очень дешёвое, особенно на рынке. Я не буду вдаваться в многочисленные подробности, просто отмечу, что потратил там денег в 2 раза меньше, чем ожидал.

Что касается жилья — вот тут всё не так дёшево, особенно в исторической части Тбилиси. Мы жили в хостеле с шикарным видом на старый город, на склоне горы, и цена койко-места в 6-местной комнате была 650 наших российских рублей. Это сопоставимо с хостелами в центре Петербурга и Москвы. Гостиницы и отели, если верить букингу, тоже не особо дешёвые, и в целом соответствуют средне-российским ценам. Но, благодаря существенной экономии в еде, все эти минусы вас особо не парят.

Кстати, перед отправлением лучше поменять рубли на доллары, и уже там на месте обменивать доллары на лари. Иначе может оказаться не так выгодно. На обратном пути тоже лучше обменять оставшиеся лари на доллары, т.к. курс рубля в Грузии не шибко выгодный.

Статья будет дополнена.